ВГД
ВГД

Рафаил Николаевич Боголепов/Амосов


Основные сведения

Родители

Супруги и дети

События

Рождение
Дата: 1877-10-21
Место: Вологда

Смерть: Да
Дата: 1937-09-15
Место: Сыктывкар

Похороны
Место: Тентюковское кладбище

Заметки

Заметка: АМОСОВ РАФАИЛ НИКОЛАЕВИЧ 1877 г.р., русский, м.р. г.Вологда, м.п. г.Сыктывкар, Коми АССР, без определенных занятий. Арестован 24.02.1937 г. Осужден 13.09.1937 г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. (Покаяние Мартиролог т.1 стр.720). Эти скупые строки из мартиролога заставили меня подробнее узнать о судьбе ссыльного инженера. И то, что я узнала из дела о "Священной Дружине", ознакомившись с рукописями, хранящимися в деле в качестве "вещественного доказательства", очень затронули меня. Эти его высказывания о смысле жизни о поисках правды очень актуальны и в наше время. Ордер на арест выдан 23 февраля 1937 года. Обыск проводил Секацкий 24.02.37 г. по ул.Интернациональной 67. Проживал по адресу: Сыктывкар 5/10 дом.101; по улице Свободы у Л.Жеребцовой. Через ссыльную Штокович имел знакомства с к-р группой. При аресте обвиняемого Амосова Р.Н. изъяты написанные им рукописи к-р содержания, в частности: "Что самое важное в жизни человеческой" - статья, написанная Амосовым незадолго до ареста и адресованная им в газету "Известия". "Размышления и наблюдения на основе жизненного опыта" - такой подзаголовок дал к статье автор. Приложена к делу в качестве вещественного доказательства. "Что прежде всего необходимо человеку для устроения счастливой, истинной жизни, - сей и будущей? Этот вопрос часто волновал умы людей, ищущих истины и цели жизни человеческой. Вопрос трудный. Особенно молодые люди затрудняются и заблуждаются при решении его, так как существует множество доктрин, теорий, философий, и каждая из них выдвигает себя в качестве великой истины и критикует другие доктрины. Нужно иметь очень много познаний и опыта жизненного, чтобы не увлечься ложной философией. По причине трудности вопроса люди часто заблуждаются, - и не только молодые, но и старики, и даже руководители народа. Так было во времена Христа, тогда руководителями народной религиозной жизни считались книжники и фарисеи. Они впали в заблуждение; за которое их жестко обличал Христос: сами они исполняли более мелкие установления и правила и заповеди человеческие и требовали того же от народа, а упускали из виду исполнение самых важных заповедей Божиих: ради чистоты при принятии пищи, ради аккуратной уплаты десятой доли доходов своих на нужды храма, ради соблюдения постов и т.п. они готовы были отказать в самом необходимом своим ближним, забывая при этом об исполнении заповедей Божиих о справедливости, о милосердии, о вере. То же случилось и у нас. Наше духовенство стало обращать внимание на маловажное больше, чем на самое важное. В проповедях последних лет мирного времени мы слышали призывы чаще ходить в церковь, заботиться о чистоте и благолепии храмов, жертвовать на них, соблюдать посты и т.п., но редко слышали о том, как надо выполнять великое учение Начальника веры, Христа Бога нашего. Особенно редко приходилось слышать о выполнении Его важнейших заповедей. В проповедях нередко обнаруживалось поверхностное понимание проповедниками учения Христа. Чтобы это все не показалось голословным, приведем несколько примеров из жизни последних 30-40 лет. Христос дал такую заповедь: "Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых; и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных". Слышали ли мы в проповедях об этом? Нет, эта заповедь забывалась, считалось, что она не для всех, а для монастырей, монахов и т.п. людей, выходящих из ряда обыкновенных мирян. В результате не было принято исполнять эту заповедь. Обыкновенно звали к себе более богатых, а бедных звать считалось неудобным, и - даже унижением своего достоинства: бедных как бы стыдились. Это стыд, про который Христос сказал: "Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами". Пренебрегая бедными, люди возлюбили больше славу человеческую нежели славу Божию, а руководители религиозной жизни не обращали на это внимания, и даже часто сами с пренебрежением и насмешками говорили о бедных в частных беседах с прихожанами. В настоящее время из уст неверующих мы часто слышим призыв заботиться о бедноте; так неверующие бывают иногда людьми более близкими к христианскому учению, чем мы, верующие. Так иногда верующим приходится учиться у неверующих. За пренебрежение заповедями Христовыми многие из верующих пострадали от рук неверующих, провозгласивших себя защитниками бедноты. Приведем другой пример, касающийся воплощения в жизнь заповеди о милосердии к бедным. У нас существовал веками установившийся обычай устраивать для детей елку в святки. Слышали ли мы от духовенства массовую проповедь о значении этого обычая? Нет, не слышали, а между тем можно было бы придать ему великое значение, связав, с заповедью о милосердии, и об отношении к детям: "Кто приимет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает". В праздник Рождества Христова мы чтим младенца Христа, для чего стремимся порадовать этого святого младенца подобно тому, как доставляем удовольствие и своим детям. Помня заповеди о любви к детям и меньшим братьям, а также о выражении своей любви ко Христу, путем соблюдения слов Его, мы стремимся доставить радость бедным детям. Но слышали ли мы в храмах призыв приглашать на елки детей бедных родителей? Нет, об этом обычно проповедники молчали. А между тем они могли бы явиться добрыми посредниками в этом святом деле, установив связь с руководителями школ для выделения детей наиболее нуждающихся, которые не могут устроить свою елку. Так вековой обычай получил бы великое освящение, будучи связан с исполнением заповедей Христа. Без этого же многие стали смотреть на елку, как на развлечение, не имеющее смысла, как на пережиток, потерявший в настоящее время значение. Между тем сколько радости получили бы дети, если бы руководители религиозной жизни постарались об этом, и какое воспитательное значение имел бы для них этот обычай, как пример любви к добродетели. Не удивительно ли, что теперь, в век неверия и безбожия, мы слышим призыв неверующих приглашать бедных детей из детских домов. Неверующие этому делу придают большое значение, и, судя по газетам, с радостью и великою ревностью отовсюду откликаются на призыв стахановок - отличниц Трехгорной мануфактуры. Христос дал великую заповедь о нравственном воздействии на людей при помощи общины. Он сказал: "Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". У нас забыли про исполнение этой великой заповеди Христа, и забыли настолько глубоко, что даже обычая не было устраивать приходские собрания для обличения и вразумления отступающих от христианской нравственности. Почему это было так у нас заведено? Когда этот вопрос задавали церковникам, одни отвечали, что это дело высшего духовенства, другие, что этот вопрос поднимать несвоевременно, словом, ясного ответа никто дать не мог. Результаты пренебрежения этой заповедью получились очень печальные: большинство привыкло не интересоваться мнением Церкви, пренебрегать ее голосом, как чем-то устарешим, потерявшим влияние на жизнь. А между тем вражда, и связанные с нею нестроения жизни росли, усиливались среди православного народа, слабо сдерживаемые религией и Церковью. В настоящее время к этому способу воздействия на людей прибегают больше неверующие, чем верующие. Много хищников, лодырей, пьяниц и т.п. нравственно слабых людей уже направлено на путь честной трудовой жизни на собраниях неверующих. Так, неверующие пользуются тем, что по праву должны были использовать еще раньше, мы, христиане, но не использовали вследствие фарисейского отношения к своей религии. Невдумчивое, невнимательное, фарисейское отношение к великому учению Христа повело к тому, что многие из духовенства посчитали за свое, христианское - чужое, нехристианское учение о всеобщем братстве, равенстве и свободе, и повторяли за советскими писателями: "Все люди - братья". На самом же деле Христос никогда не называл всех людей братьями. Наоборот, он часто подчеркивал большую разницу между своими избранниками и прочими людьми. С первых веков христианства монашествующие называли братьями только своих единомышленников, а от остальных удалялись, как от чуждого мира. Ко всему этому были глухи некоторые из нашего духовенства и ложным учением о всеобщем братстве и равенстве готовили братский прием антихристианам, не замечая, что этим нарушают в корне великое учение, заповеданное нам Христом. Правильно ли у нас было поставлено обучение народа вере христианской, во исполнение заповеди Христа "научите все народы". Большей частью доказывали свою веру не силою духа и истины, а только ссылками на тексты Святого Писания, забывая при этом, что неверие распространилось так широко, что большинство слушателей были склонны отрицать Святое Писание и потому ссылки на него не убеждали неверующих. Между тем были материалы из жизни, из истории, из произведений светских писателей, что гораздо сильнее могло действовать на человеческое сердце, убеждая в истине божественного происхождения Христа и Евангелия. Многие отцы в присутствии детей высказывали свои религиозные сомнения, как например, это было с дядей знаменитого писателя Владимира КОРОЛЕНКО, о чем последний рассказывает в своем произведении "История моего современника". Что же удивительного, что дети почти с младенческого возраста впитывали в себя дух неверия, а когда выросли, то объявили, что Маркс прав, называя религию "опиумом для народа". Христос сказал, что соблюдение заповедей Его доказывает любовь человека к Богу, и наоборот несоблюдение этих заповедей, и их забвение доказывает недостаток любви к Богу, а отсюда происходит и все зло отчуждения от веры, бросившее человека в объятия материализма, ибо, как сказал Христос: "Кто хочет творить волю его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно". Отчуждение от веры и Божественной истины дошло до того, что многие искренне удивляются, когда видят верующего интеллигентного человека. Им кажется, что разум должен говорить за неверие. Согласно же учения Святого Писания "Начало мудрости - страх Господень, совет же Святых - разум". И действительно более выдающиеся ученые были верующими людьми. Неверущие утверждают, что Церковь христианская своею историей доказала, что она неспособна благотворно повлиять на народ, и отсюда, значит она не нужна, ее надо преследовать, как бесполезное учреждение, отнимающее силы у народа. Мы, конечно, не можем согласиться с таким рассуждением неверующих, ибо учение Христа и Его Церкви всегда оказывали самое благотворное влияние на народную нравственность. Если же народ не переродился вполне, то это свидетельствует лишь о том, что заповеди Христа не исполнялись достаточно строго, и потому Его великое учение не создало полного счастия человечества; ведь, как бы совершенно учение ни было, оно может дать вполне хороший результат только при его точном выполнении. За это-то в настоящее время верующие и наказываются, что они не использовали великого учения Христа полностью. Уже верующие потеряли свое влияние на массы, ибо неверущих больше, чем верующих, да и духа твердой, непоколебимой веры, веры, покоряющей сердца, уже не хватает у верующих; и массы больше идут за неверием, чем за верой. Однако мы нисколько не должны смущаться этим, а наоборот, должны больше и больше ценить свою великую несравненную веру, и идти за Христом с беззаветной преданностью Ему, нашему искупителю. Ведь, он 19 веков тому назад предсказал, что настанет время, когда вера падет; это будет незадолго до Его Второго Пришествия на землю. Он говорил: "Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли веру на земле?". Значит, количество верующих по сравнению с неверующими будет так мало, что веры на земле почти не будет. Христос может сказать верующим: "Вы Меня на словах почитаете, а почему же на деле не исполняете Мою волю? Посмотрите на неверующих: Хотя они не признают Меня, но на деле они стоят ближе к исполнению моих заповедей, чем Вы, верующие". Подготовила А. Малыхина.

Медиа

Рафаил Николаевич Боголепов/Амосов


Рафаил Николаевич Боголепов/Амосов
5CV_MSIjUkqYAcxxaQbtY7ZEcme1D45yqSjsMuNi8E_i-e94rafw0abFS-8SNe1z-xedHY3vP6hduOhWSZSRVNDs

Дополнительные сведения

Герб ВГД
© Котельников С.Д., Бирюкова Л.В., 1998-2025

Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте. Ссылка/гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта ссылки или гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала. Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов
Пользовательское соглашение ~ Политика персональных данных ~ Согласие на распространение персональных данных
Этот сайт использует Cookie. Продолжая работать с сайтом вы соглашаетесь с нашей политикой в отношении персональных данных
Понятно