Ефрем Лаврентьевич Басаргин
Основные сведения
- Пол: Мужской
- Полное имя: Ефрем Лаврентьевич /Басаргин/
- Имя: Ефрем Лаврентьевич
Родители неизвестны
Супруги и дети
События
Рождение
Место: село Басаргино, Алтайский край, Российская Федерация
Заметка: Алтай наполнен удивительными природными богатствами. Целебный воздух, могучие горы, завораживающие пейзажи, натуральные продукты располагают к уединению. «Быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая», — отмечал путешественник и географ Василий Сапожников. Поэтому у многих гостей возникает желание возвращаться сюда вновь и вновь. Басаргино расположено вдали от городского шума и суеты в предгорьях Алтая. Земли здесь стали массово осваивать в 1880-е годы – в Сибирь и на Алтай ехали крестьяне, стесненные «общиной» и желавшие вести свое хозяйство свободно. Поток только усилился после строительства Транссибирской магистрали и начала столыпинской аграрной реформы. Сюда переселенцев тянула загадочная природа, плодородные почвы, не столь суровый климат. По первым обитателям, Басаргиным, населенный пункт и получил свое название – их здесь оказалось целых восемь семей. Раньше родственники предпочитали селиться вместе и помогать друг другу, сбывать товар, отмечать праздники, делиться всеми тяготами и радостями жизни. В 1884 году Басаргины, крепкие сибиряки-староверы, заселяют местность Верх-Устюба в 35 верстах от села Алтайское. Райская земля – речка, хвойные леса, огромные луга, возможность сохранить свои традиции и обычаи. Первые поселенцы корчевали деревья, строили дома, разводили скот, овец, кур, гусей, лошадей. Басаргины вели разнообразное хозяйство, а плоды своего труда — шерсть, мясо и зерно - возили на ярмарку в Бийск. Здесь как раз и пригодились родственные связи – близкому человеку всегда можно доверить деньги и товар. Постепенно поселение разрослось до 60 домов и примерно 500 жителей. Сначала оно называлось «заимка Басаргина», а с 1914 года на карте Алтайского края мы замечаем село Басаргино. Далеко на западе шла мировая война, колючая проволока разорвала континент от Черного моря до Балтийского. Но здесь, на Алтае, продолжали рыбачить, сеять хлеб и наслаждаться мирным трудом земледельца. Крестьяне не могли не замечать красоты вновь обретенной земли. Постепенно они обследовали Аникин ручей, обнаружили много целебных родников. Свои имена появились у гор, балок и холмов вокруг – Аникин Лог, Барсучий Лог, Солдатский Лог, Хохлацкая гора, Криповалова гора, Ипатова гора. Последняя была названа в честь местного жителя 1920-1930-х годов Ипата Апенышева. Он не вступал в колхоз, оставался единоличником, владел пасекой на 50 ульев, десятью лошадьми, дойными коровами. Избу срубил пятистенком (типичный для Сибири тип жилья, когда поперечная стена делит дом на горницу и сени с двумя отдельными входами). Позже Ипат построил мельницу под горой и стал молоть муку. Так как село находилось за десятки километров от ближайших городов, земледельцы могли рассчитывать только на собственные силы. И прекрасно справлялись с этим – крестили детей, пекли хлеб, гуляли на Ипатовой горе. Здесь были свои целители и свои травники – они помогали одолеть простуду и другие легкие заболевания. Роды принимали тоже в пределах села (перед этим, конечно, подобный деревенский лекарь проходил «аттестацию» у дипломированных специалистов в городе). В сельской местности и сейчас популярны поверья, а тогда они цвели пышным цветом – местные охотно верили в колдуний и заговоры. Искусство целительства и знания о травах передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в Басаргине был основан колхоз «Красный май». До начала 1940-х годов он вставал на ноги – росли урожаи, строились амбары. Не обошлось без социальных конфликтов и потрясений – был раскулачен 46-летний Абрам Павлович Басаргин, его в 1930 году расстреляли в Бийской тюрьме. Путем прямого физического уничтожения самых трудолюбивых крестьян, которых объявили кулаками, российскую деревню обескровили. Впоследствии многие из жертв раскулачивания были реабилитированы. В Бийске стоит мемориальный камень в память о тех страшных событиях Но оставшимся крестьянам нужно как-то существовать и жить дальше. Аксинья Басаргина, внучка основателя села, вспоминает: «Пшеница была как золото, крупная и желтая, любо было смотреть». Почти 40 лет Аксинья трудилась дояркой и показывала редкостное трудолюбие, закалку и волю. Все эти качества она получила от предков. Также в колхозе выращивали овес, рожь, ячмень и просо. С началом Великой Отечественной войны, когда фронту требовалось продовольствие, хлеб стали возить в районный центр – Алтайское. В трудные годы здорово выручала рыбалка – ловили даже налимов, с начинкой из рыбы делали вкусные пироги. После ВОВ жизнь в селе еще теплилась – большинство нашли работу на местном скотном дворе или в соседнем селе Сараса. Но практически полная гибель населенному пункту была обеспечена в 1960-1980-е годы, когда неперспективные деревни подверглись ликвидации, а более мощные - укрупнению. Басаргино лежало вдалеке от больших дорог. Школа, клуб и небольшое количество рабочих мест удерживали молодежь, а с развалом СССР из деревень побежали все. Многие из Басаргиных переселились в Алтайское, Бийск, Красноярск. Некогда огромную и разветвленную семью разметало по просторам России. Маленький человек всегда противопоставляется большому государству. На рубеже прошлого века, во времена столыпинской аграрной реформы, переселенцы пришли в эти места, чтобы сеять хлеб, молиться, растить детей и найти кусочек спокойствия. Двадцатый век не назовешь для Алтайского края простым временем. Но сейчас мы можем посетить Басаргино и бесконечно удивляться жизненной силе, мудрости и несгибаемости этих людей, пройтись их тропами. Сейчас здесь вырос новый комплекс, призванный гармонично соединить духовное и физическое развитие человека. Ведь не зря на Алтае искали счастье сотни поколений наших предков. Писатель Георгий Гребенщиков заметил: «Чем дольше живу на свете, тем больше вижу стран земного шара, чем дольше ухожу от синего Алтая, тем все величественнее встают передо мною его массивы, тем неизъяснимее упоение думать об этом крае, и потому не могу говорить или писать о нем без восхищения духа. И не потому, что Алтай – родина моя, а именно потому, что он родина всего человечества, он – колыбель мира, он – колокол земли, а потому и имя его так благозвучно, как мощный колокольный звон: Алтай!»
Смерть: Да
Место: село Басаргино, Алтайский край, Российская Федерация
Заметка: Алтай наполнен удивительными природными богатствами. Целебный воздух, могучие горы, завораживающие пейзажи, натуральные продукты располагают к уединению. «Быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая», — отмечал путешественник и географ Василий Сапожников. Поэтому у многих гостей возникает желание возвращаться сюда вновь и вновь. Басаргино расположено вдали от городского шума и суеты в предгорьях Алтая. Земли здесь стали массово осваивать в 1880-е годы – в Сибирь и на Алтай ехали крестьяне, стесненные «общиной» и желавшие вести свое хозяйство свободно. Поток только усилился после строительства Транссибирской магистрали и начала столыпинской аграрной реформы. Сюда переселенцев тянула загадочная природа, плодородные почвы, не столь суровый климат. По первым обитателям, Басаргиным, населенный пункт и получил свое название – их здесь оказалось целых восемь семей. Раньше родственники предпочитали селиться вместе и помогать друг другу, сбывать товар, отмечать праздники, делиться всеми тяготами и радостями жизни. В 1884 году Басаргины, крепкие сибиряки-староверы, заселяют местность Верх-Устюба в 35 верстах от села Алтайское. Райская земля – речка, хвойные леса, огромные луга, возможность сохранить свои традиции и обычаи. Первые поселенцы корчевали деревья, строили дома, разводили скот, овец, кур, гусей, лошадей. Басаргины вели разнообразное хозяйство, а плоды своего труда — шерсть, мясо и зерно - возили на ярмарку в Бийск. Здесь как раз и пригодились родственные связи – близкому человеку всегда можно доверить деньги и товар. Постепенно поселение разрослось до 60 домов и примерно 500 жителей. Сначала оно называлось «заимка Басаргина», а с 1914 года на карте Алтайского края мы замечаем село Басаргино. Далеко на западе шла мировая война, колючая проволока разорвала континент от Черного моря до Балтийского. Но здесь, на Алтае, продолжали рыбачить, сеять хлеб и наслаждаться мирным трудом земледельца. Крестьяне не могли не замечать красоты вновь обретенной земли. Постепенно они обследовали Аникин ручей, обнаружили много целебных родников. Свои имена появились у гор, балок и холмов вокруг – Аникин Лог, Барсучий Лог, Солдатский Лог, Хохлацкая гора, Криповалова гора, Ипатова гора. Последняя была названа в честь местного жителя 1920-1930-х годов Ипата Апенышева. Он не вступал в колхоз, оставался единоличником, владел пасекой на 50 ульев, десятью лошадьми, дойными коровами. Избу срубил пятистенком (типичный для Сибири тип жилья, когда поперечная стена делит дом на горницу и сени с двумя отдельными входами). Позже Ипат построил мельницу под горой и стал молоть муку. Так как село находилось за десятки километров от ближайших городов, земледельцы могли рассчитывать только на собственные силы. И прекрасно справлялись с этим – крестили детей, пекли хлеб, гуляли на Ипатовой горе. Здесь были свои целители и свои травники – они помогали одолеть простуду и другие легкие заболевания. Роды принимали тоже в пределах села (перед этим, конечно, подобный деревенский лекарь проходил «аттестацию» у дипломированных специалистов в городе). В сельской местности и сейчас популярны поверья, а тогда они цвели пышным цветом – местные охотно верили в колдуний и заговоры. Искусство целительства и знания о травах передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в Басаргине был основан колхоз «Красный май». До начала 1940-х годов он вставал на ноги – росли урожаи, строились амбары. Не обошлось без социальных конфликтов и потрясений – был раскулачен 46-летний Абрам Павлович Басаргин, его в 1930 году расстреляли в Бийской тюрьме. Путем прямого физического уничтожения самых трудолюбивых крестьян, которых объявили кулаками, российскую деревню обескровили. Впоследствии многие из жертв раскулачивания были реабилитированы. В Бийске стоит мемориальный камень в память о тех страшных событиях Но оставшимся крестьянам нужно как-то существовать и жить дальше. Аксинья Басаргина, внучка основателя села, вспоминает: «Пшеница была как золото, крупная и желтая, любо было смотреть». Почти 40 лет Аксинья трудилась дояркой и показывала редкостное трудолюбие, закалку и волю. Все эти качества она получила от предков. Также в колхозе выращивали овес, рожь, ячмень и просо. С началом Великой Отечественной войны, когда фронту требовалось продовольствие, хлеб стали возить в районный центр – Алтайское. В трудные годы здорово выручала рыбалка – ловили даже налимов, с начинкой из рыбы делали вкусные пироги. После ВОВ жизнь в селе еще теплилась – большинство нашли работу на местном скотном дворе или в соседнем селе Сараса. Но практически полная гибель населенному пункту была обеспечена в 1960-1980-е годы, когда неперспективные деревни подверглись ликвидации, а более мощные - укрупнению. Басаргино лежало вдалеке от больших дорог. Школа, клуб и небольшое количество рабочих мест удерживали молодежь, а с развалом СССР из деревень побежали все. Многие из Басаргиных переселились в Алтайское, Бийск, Красноярск. Некогда огромную и разветвленную семью разметало по просторам России. Маленький человек всегда противопоставляется большому государству. На рубеже прошлого века, во времена столыпинской аграрной реформы, переселенцы пришли в эти места, чтобы сеять хлеб, молиться, растить детей и найти кусочек спокойствия. Двадцатый век не назовешь для Алтайского края простым временем. Но сейчас мы можем посетить Басаргино и бесконечно удивляться жизненной силе, мудрости и несгибаемости этих людей, пройтись их тропами. Сейчас здесь вырос новый комплекс, призванный гармонично соединить духовное и физическое развитие человека. Ведь не зря на Алтае искали счастье сотни поколений наших предков. Писатель Георгий Гребенщиков заметил: «Чем дольше живу на свете, тем больше вижу стран земного шара, чем дольше ухожу от синего Алтая, тем все величественнее встают передо мною его массивы, тем неизъяснимее упоение думать об этом крае, и потому не могу говорить или писать о нем без восхищения духа. И не потому, что Алтай – родина моя, а именно потому, что он родина всего человечества, он – колыбель мира, он – колокол земли, а потому и имя его так благозвучно, как мощный колокольный звон: Алтай!»
Смерть: Да
Дополнительные сведения
- GEDCOM-файл источник данных: katerina55555@gmail.com
- Файл загружен: 5Katerina5
- INDI ID: I294
- UID: EADF5298_1016
- Фильтр приватности: выключен